Interested Article - Дээд-монголы

Дээд-монголы , кукунорские хошуты , верхние или верховые монголы ( монг. дээд монгол, хөх нуурын монгол ) — этнические монголы , проживающие в китайской провинции Цинхай . Потомки поданных Гуши-хана , правителя Хошутского ханства .

Этноним

Монголы Цинхая не идентифицирует себя как ойраты или хошуты , а называет себя «дээд монгол». Этноним «дээд-монгол» с монгольского языка переводится как верхние или верховые монголы .

История

Гуши-хан , правитель Хошутского ханства
Хошутское ханство на территории Тибетского нагорья

В начале второй трети XVII века началась миграция ойратов в район озера Кукунор ( Цинхай ). Для миграции хошутов к Кукунору имелись различные военные, внутриполитические и религиозные причины. Миграция была вызвана также стремлением поддержать школу тибетского буддизма Гелуг в борьбе против школы Карма Кагью . Войско ойратов под предводительством хошутского Гуши-хана в 1637 году разгромило у Кукунора войска халхасского Цогто-тайджи , приверженца школы Карма Кагью .

В последующие годы Гуши-хан победил других врагов школы Гелуг и в 1642 году Далай-лама V стал главой всего Тибета . Гуши-хан, облеченный регалиями от Далай-ламы, возглавил новое ойратское Хошутское ханство в Северном Тибете . Между Гуши-ханом и Далай-ламой установились отношения чой-йон (chos-yon), что подразумевало союз между ламой-учителем и светским лидером-покровителем .

С середины XVII веке Тибет стал центром пересечения интересов трёх народов, окрепших благодаря буддизму : ойратов, монголов и маньчжуров . Интерес маньчжуров к обстановке в Тибете был вызван необходимостью идеологического обоснования легитимации власти империи Цин как преемницы Юань , а также стремлением оказывать влияние на монгольские и ойратские народы .

Хошуты стали основным этническим компонентом, вошедшим в состав верхних монголов. Кроме них в Цинхае проживают также другие монгольские роды. В XVIII веке здесь насчитывалось 29 монгольских хошунов: 21 хошутских, 4 торгутских , 2 чоросских , 1 хойтский , 1 халхасский .

В конце XIX века в этих местах побывал известный калмыцкий паломник Бааза-багши . Описывая верхних монголов, он отмечает:

«Этих северных монголов называют «нижние монголы», а цайдамских монголов называют «верховые монголы» . Верховые монголы, проживающие в этих краях, исповедуют буддизм и имеют монгольскую письменность , быт их такой же, как и наш — ойратский. Содержат пять видов скота — верблюдов, лошадей, коров, овец и коз. Все живут в калмыцких войлочных юртах. Приготовление чигяна и молочной водки, название посуды архад, утхур, бортх, бёрв, вплоть до их формы, все точно такое же, как и у калмыков, живущих на берегах Волги . В одежде есть заимствования от соседнего тангутского народа» .

По сведениям Бааза-багши, в Цайдамской впадине находились следующие хошуны: Вангин хошун, Барун, Зюн, Тяяжнр, Кюрлг, Кёкёт, Харгчуд, Шангин хошун .

Монголы Цинхая не идентифицирует себя как ойраты или хошуты, а называет себя «дээд монгол», а дальше уже делятся по хошунам: тәәҗнр (тяяжнр, тяяджнер), барун, зүн (зюн), көкөт (кёкёт), шангин шевнр и т. д. Также среди родовых имён упоминаются гёрёчин (вкл. кость хар ноха), кёрлёг (кюрлг), барун хошун. В составе рода тяяджнер упоминаются кости китд, баһ гёрёчин, ик гёрёчин, хурлдг .

Расселение и численность

Общая численность дээд-монголов в 2010 году составляла 99 815 человек . Местами компактного проживания монголов в Цинхае являются Хайси-Монголо-Тибетский автономный округ , а также Хэнань-Монгольский автономный уезд Хуаннань-Тибетского автономного округа . Монголы, проживающие в Хэнань-Монгольском автономном уезде, известны как согво-ариги .

Также монголы проживают на территории трёх национальных волостей в Хайбэй-Тибетском автономном округе провинции Цинхай:

  • Даюй-Монгольская национальная волость
  • Халэцзин-Монгольская национальная волость
  • Хуанчэн-Монгольская национальная волость

См. также

Примечания

  1. Бембеев Е. В., Лиджиев А. Б. // Полевые исследования. — 2014. — № 2 . — С. 102—130 . 10 ноября 2019 года.
  2. Музраева Е. Ш. // Вестник Калмыцкого университета. — 2017. — № 3 (35) . — С. 48—54 . — ISSN .
  3. Китинов Б. У. // Труды Института востоковедения РАН. Тибетология и буддология на стыке науки и религии. — 2017. — С. 238—260 . — ISSN . 6 апреля 2018 года.
  4. (монг.) . mongoltoli.mn. Дата обращения: 10 ноября 2019.
  5. Сказание о хождении в Тибетскую страну Малодорботского База-бакши / Калмыц. текст, с пер. и примеч., сост. А. Позднеевым. — СПб.: Изд-во Фак-та вост. яз. Петерб. ун-та, 1897. — С. 30. — 260 с.
  6. Сказание о хождении в Тибетскую страну Малодорботского База-бакши / Калмыц. текст, с пер. и примеч., сост. А. Позднеевым. — СПб.: Изд-во Фак-та вост. яз. Петерб. ун-та, 1897. — С. 51—52. — 260 с.
  7. Сказание о хождении в Тибетскую страну Малодорботского База-бакши / Калмыц. текст, с пер. и примеч., сост. А. Позднеевым. — СПб.: Изд-во Фак-та вост. яз. Петерб. ун-та, 1897. — С. 47—48. — 260 с.
  8. Бакаева Э. П. // Новые исследования Тувы. — 2017. — № 1 . — С. 83—101 . 17 июня 2019 года.
Источник —

Same as Дээд-монголы