Interested Article - Суканы

Суканы ( монг. сукан, сухан ) — одно из племён средневековых коренных монголов . Представляют собой ответвление нирунов .

История

Монгольская империя в 1207 г.

Согласно « Сборнику летописей », суканы принадлежали к числу племён нирун-монголов . Нируны состояли из следующих родов: катакин , салджиут , тайджиут , хартакан , сиджиут , чинос , который называют также нукуз , нуякин , урут , мангут , дурбан , баарин , барулас , хадаркин , джуръят , будат , дуклат , йисут , сукан, кингият , кият , юркин , чаншиут , ясар и борджигин .

Нирунами принято называть племена, которые произошли от трёх младших сыновей Алан-Гоа : Букун-Катаки, Букату-Салджи и Бодончара .

По сведениям из «Сборника летописей», племя сукан принадлежало к родичам Чингисхана . Во времена, когда Чингисхан сражался с племенами тайджиутов и собирал войска, суканы были с ним в союзе .

Суканы участвовали на стороне Чингисхана в Битве при Далан-Балджутах против войск Джамухи . Вместе с кингиятами, которых возглавлял Даки-бахадур, они входили в состав двенадцатого куреня .

По мнению некоторых исследователей, суканы были предками суанов (суванов) в составе казахов . Сторонником монгольского происхождения суанов был Ч. Ч. Валиханов .

Как полагает А. Очир, часть нирунов, в том числе суканов, переселившись в Восточную Сибирь , вошла в состав хамниган . Известно, что среди хамниган Нерчинского округа были отмечены роды нерон и сухан, каждый из которых был выделен в малую административную единицу . Часть хамниган из Сухановского рода в 1918—1932 гг. переселилась на территорию Китая . Среди маньчжурских хамниган в 1990-х годах сохранялась фамилия Сухановы, связанная с исторической Сухановой слободой .

Петр Семенович Суханов в конце XX в. оставался одним из последних хранителей и исполнителей устного фольклора хамниган. Исследователи относят хамниганский язык к особой группе монгольских языков , для которых характерны крайне архаичные черты . Представители семьи Сухановых помнят и о своей родовой принадлежности к роду дулигат (namnaagid-duligaad) . Род дулигат некоторыми исследователями отождествляется с нирун-монгольским племенем дуклат .

Родословная

Согласно « Сокровенному сказанию монголов », родословная племён, в отношении которых Рашид ад-Дин применяет имя нирун , восходит к легендарному предку монголов Бортэ-Чино , который переплыл море Тенгис и поселился у берегов реки Онон , на горе Бурхан-Халдун . Под морем Тенгис, согласно ряду источников, подразумевалось озеро Байкал .

Родословная нирунов выглядит следующим образом:

  • Борте-Чино, родившийся по изволению Вышнего Неба . Супругой его была Гоа-Марал , потомком их был Бата-Чиган.
  • Сын Бата-Чигана — Тамача.
  • Сын Тамачи — Хоричар-Мерген.
  • Сын Хоричар-Мергана — Аучжам-Бороул.
  • Сын Аучжам-Бороула — Сали-Хачау.
  • Сын Сали-Хачау — Еке-Нидун.
  • Сын Еке-Нидуна — Сим-Сочи.
  • Сын Сим-Сочи — Харчу.
  • Сын Харчу — Борчжигидай-Мерган — был женат на Монголчжин-гоа.
  • Сын Борчжигидай-Мергана — Тороголчжин-Баян — был женат на Борохчин-гоа.
  • Сыновья Тороголчжина: Дува-Сохор и Добун-Мерган .
  • Добун-Мерган женился на Алан-гоа , дочери Хори-Туматского Хорилартай-Мергана. Матерью Алан-гоа была Баргучжин-гоа, дочь правителя баргутов Бархудай-Мергана.
  • Войдя в дом к Добун-Мергану, Алан-гоа родила двух сыновей. То были Бугунотай и Бельгунотай.
  • После смерти Добун-Мергана, Алан-гоа, будучи безмужней, родила трех сыновей. То были: Бугу-Хадаги, Бухату-Салчжи и Бодончар -простак. По легенде, Алан-гоа забеременела от луча света. Согласно другой версии, их настоящим отцом был Маалих, Баяудаец .

Примечания

  1. Рашид ад-Дин. . www.vostlit.info. Дата обращения: 19 марта 2019. 20 августа 2019 года.
  2. Рашид ад-Дин. . www.vostlit.info. Дата обращения: 3 ноября 2019. 28 марта 2014 года.
  3. Рашид ад-Дин. . www.vostlit.info. Дата обращения: 3 ноября 2019. 19 октября 2019 года.
  4. Рашид ад-Дин. . www.vostlit.info. Дата обращения: 1 ноября 2019. 22 августа 2019 года.
  5. Востров В. В., Муканов М. С. . — Алма-Ата: Наука, 1968. — С. 46. — 256 с. 29 июня 2020 года.
  6. Очир А. Монгольские этнонимы: вопросы происхождения и этнического состава монгольских народов / д.и.н. Э. П. Бакаева, д.и.н. К. В. Орлова. — Элиста: КИГИ РАН, 2016. — С. 122. — 286 с. — ISBN 978-5-903833-93-1 .
  7. Уварова Т. Б. Нерчинские эвенки в XVIII—XX веках. — Москва: ИНИОН РАН, 2005. — С. 129—130. — 164 с. — ISBN 5-248-00214-1 .
  8. . — Казань: ИНСАН, 1992. — С. 68.
  9. от 24 февраля 2020 на Wayback Machine . Перевод С. А. Козина.
  10. Гурулёв С. А. . — Neformat, 1982. — 108 с.
Источник —

Same as Суканы