Interested Article - Караунасы

Территория Чагатайского улуса в конце XIII века

Караунасы, никудерийцы ( монг. караунас ) — одно из средневековых монгольских племён . Упоминаются в « Сборнике летописей » и других средневековых текстах. В настоящее время этническая группа в составе хазарейцев .

Этноним

В русском переводе Л. А. Хетагурова « Сборника летописей » этноним отражён в форме караунас . В монгольском переводе Ц. Сүрэнхорлоо этноним отражён в формах караунас и карунас , в английском переводе У. М. Такстона — в форме qara'unas . Имя никудерийцы караунасы получили от своего полководца Никудера — внука Чагатая .

Названия каракунас , кара-кунас используют для обозначения аиста . Именем караунас могулы (жители Могулистана ) именовали чагатаев (жителей западной части Улуса Чагатая ) . Могулистанцы «караунасами = карагунасами» называли тех людей, у кого смешанное происхождение. Исследователи отмечают, что у туркменов этноним «гарнас» передаёт значение «смесь», «конгломерат». Другие формы термина: карагунас , караун , карционас, карро, скарани, камонас, скерани .

История

Караунасы в « Сборнике летописей » упоминаются под управлением следующих эмиров: Беки-бахадура из племени кунгират , Ханду-битикчи из племени илдуркин , ответвления сулдусов , Хулкуту-курчи из племени мангут . По одной из трактовок, караунасы — род в составе монгольского племени сулдус .

Караунасы — потомки монгольских воинов , дислоцированных в Афганистане . Они стали одной из предковых групп для хазарейцев и вошли в их состав в качестве одной из этнических групп . Кроме хазарейцев часть караунасов вошла в состав киргизов (род кара-кунас в составе племени джору, ветвь адигине) .

Описывая страну Кабул Бабур пишет:

В Кабульской области живут различные племена. В долинах и равнинах живут аймаки , тюрки и арабы ; в городе и некоторых деревнях живут сарты , в других деревнях и областях обитают [племена] Пашаи , Параджи , Таджики , Бирки и Афгани . В горах Газни живут племена Хазара и Никудери; среди хазарейцев и никудерийцев некоторые говорят на могольском языке .

Термин караунас употреблялся монголами для обозначения племён, образовавшихся от смешения монголов с туземцами. Караунасы, о которых говорит Марко Поло , кочевали вдоль восточных границ Персии ; кроме того, монголы Семиречья и Восточного Туркестана называли караунасами джагатайцев , подданных Тимура и тимуридов .

Сплочение каранаусов вокруг Никудера

Обособление каранаусов произошло в 70—80-е годы XIII в. в ходе смут и междоусобиц, характерных для улусов Хулагу и Чагатая . Вождём, вокруг которого произошло их сплочение, стал крупный монгольский полководец Никудер — внук Чагатая. Он был одним из военачальников монгольской армии , направленной в 1249 г. в сторону Индии и Систана . В начале западного похода Хулагу, в 1256 г., Никудер вместе с Кутбукой-нойоном возглавлял левое крыло его армии .

После ухода Никудера вместе с семьёй и ближайшими соратниками в области Кермана и Юго-Восточного Хорасана возникает самостоятельное военно-кочевое объединение караунасов, известное как Никудерийская орда. На протяжении двух веков караунасы были исключительно дееспособной военно-политической силой Чагатайского улуса . Занимая стратегические области в окрестностях Гиндукуша , они контролировали основные трассы между Индией, Средней Азией и Ираном . Это обстоятельство включало их в важнейшие политические события XIII—XV вв.

Примечания

  1. Рашид ад-Дин. . www.vostlit.info. Дата обращения: 20 ноября 2019. 28 марта 2014 года.
  2. Рашид ад-Дин. Судрын чуулган. Нэгдүгээр боть. Нэгдүгээр дэвтэр / Ц. Сүрэнхорлоо, Г. Сүхбаатар, Ж. Болдбаатар. — Улаанбаатар. — С. 119, 131.
  3. Jamiʻuʼt-tawarikh. Compendium of chronicles. A History of the Mongols. Part One / Translated and Annotated by W. M. Thackston. — Harvard university, 1998. — С. 95—96.
  4. Арапов А. В. // Общественные науки Узбекистана». — 2004. — № 2—3 . — С. 61—67 .
  5. Каратаев О. К. (недоступная ссылка — ) . Кыргызско-Российский Славянский университет. Кафедра истории, культурологии и рекламы .
  6. Молдобаев И. Б. . — Илим, 1989. — С. 30. — 148 с. — ISBN 978-5-8355-0191-5 . 7 октября 2021 года.
  7. Бартольд В. В. Сочинения. Том V. Работы по истории и филологии тюркских и монгольских народов. — Москва: Наука, 1968. — С. 170. — 759 с.
  8. Массон В. М., Ромодин В. А. . — Москва: Наука, 1964. — С. 290. — 465 с.
  9. / Пер. Минаев И. П., Кунин К. И. Под ред. Бартольда В. В. — Litres, 2019. — С. 218. — ISBN 978-5-04-182505-8 . 7 октября 2021 года.
  10. Olzhobaĭ Kubatbek uulu Karataev, Salaĭdin Nuralievich Ėraliev. (киргиз.) . — Бийиктик, 2005. — С. 217. — 598 с. 7 октября 2021 года.
  11. Christoph Baumer. . — Bloomsbury Publishing, 2016. — С. 242. — 392 с. — ISBN 978-1-83860-940-5 . 8 октября 2021 года.
  12. Peter Jackson, Lawrence Lockhart. . — Cambridge University Press, 1986. — С. 43—52. — 1120 с. — ISBN 978-0-521-20094-3 . 8 октября 2021 года.
  13. Erik Gren. . — Almquist & Wiksell Periodical Company, 1987. — С. 20. — 435 с. — ISBN 978-91-22-01308-2 . 8 октября 2021 года.
  14. George Lane. . — Routledge, 2018. — 128 с. — ISBN 978-1-351-38752-1 . 8 октября 2021 года.
  15. . — Center for East Asian Studies, Western Washington University for Mongolia and Inner Asia Studies Unit, University of Cambridge, 2006. — С. 155, 220. — 379 с. — ISBN 978-0-914584-27-8 . 8 октября 2021 года.
  16. Franz Schurmann. . — Mouton, 1962. — С. 20. — 435 с. 8 октября 2021 года.
  17. Абрамзон С. М., Тавышалиев С. Т. . — Кыргызстан, 1990. — С. 58. — 478 с. 8 октября 2021 года.
  18. Бабур-наме. Перевод М. Салье. Т.: Главная редакция энциклопедий. 1992, С. 145 — 146.
Источник —

Same as Караунасы