Interested Article - Баатуд

Баатуд, багатуд (baatud, baɣatud, монг. Баатууд ? , ᠪᠠᠠᠲᠦᠳ
ᠪᠠᠭᠠᠲᠦᠳ
? ) — средневековая и современная монгольская (в том числе ойратская ) этническая группа . Распространена на территории Монголии , Бурятии , Калмыкии и Внутренней Монголии .

Этимология

Существует единственная версия толкования этнонима baɣatud (baatud) баатуд — « богатыри ». Слово баатуд образовано присоединением аффикса -д (-d) к слову баатур (baɣatur, baatur) — богатырь .

Версии происхождения

«Сокровенное сказание монголов» гласит, что с образованием Великого Монгольского государства и реорганизацией военно-государственного устройства Чингисхан велел скомплектовать под предводительством Архай-Хасара (Arqay Qasar) одну тысячу, называвшуюся baɣatud (baatud, т.е. богатыри) в составе кэшигтэнов , в обязанности которых входило охранять ханский двор. На эту тысячу были возложены задачи повседневной охраны дворца в мирное время, а в период войн — быть передовым отрядом богатырей .

По версии А. Очира, это были люди разных родов и племен, которые со временем перестали использовать свои исконные названия, приняв в качестве этнонима название своего мингана («тысячи») — баатуд. Их потомки, по А. Очиру, образовали род баатуд, т.е. род возник в связи с военно-административным устройством . В летописи «Эрденин Тобчи» основателем рода баатуд назван Докшин, сын Дува-Сохора, предка ойратов и племени дурбэн .

История

Согласно «Собранию сведений…» Палласа, основатель линии хойтских нойонов Йобогон Мерген жил тремя поколениями раньше, чем Чингисхан . В его время Китай страдал от внутренних беспорядков. Приглашенный китайцами , он отправился в эту страну, чтобы помочь подавить восстание, но несмотря на его услуги, был отравлен. Пять его генералов вернулись домой и разделили ойратов на пять племен между собой, одно из которых позже развилось в джунгар и дербет . Хойты говорят, что имя баатуд было дано им китайцами из-за их отваги (Pallas, 1776). Согласно Х. Окаде (Okada, 1987, P. 196), который приводил эти сведения, последняя легенда напомнила ситуацию с ойратами периода Монгольской империи , которые помогли дому Ариг-Буги против династии Юань в Китае. В любом случае, она говорит нам об общем происхождении хойд и баатуд .

Баатуд начинают упоминаться сначала как часть хойд, затем как самостоятельное этнотерриториальное образование. Учитывая это, можно предполагать существование этой группы как минимум с XIII века .

Дальнейшие упоминания о баатуд относятся к периоду существования ойратского союза. Согласно данным Д. Буяндэлгэра, опиравшегося на монгольские летописи, четыре тумена олёт , баатуд, хойт и кэрнугуд (так приведено у автора) укрепились у ойратов с периода правления Тогона и отражают их состав XV века . (Буяндэлгэр, 2012, С. 187, 191).

В 1574 году Хутугтай-Сэцэн-хунтайджи совместно с двоюродным братом Буян-Баатур-хунтайджи снова совершил поход против ойрадов и ограбил отоки баатудов и дербетов (Sagang Secen, 1990, P. 143). В первые три десятилетия XVII века по мере усиления хошутских, торгутских, зюнгарских и дерветских владений объединения хойт, баатуд и баргу - бураат оказались оттеснены на второй план, а некоторые из них перестали существовать как единые независимые владения. Впоследствии это положение было закреплено на съезде 1640 года : «Поколения Баргу, Баатуд и Хойд, находившиеся с года огня-змеи ( 1617 год ) по год земли-дракона ( 1628 год ) у Монголов , должны оставаться во владении Монголов, а находившиеся у Ойратов — во владении Ойратов» (Голстунский, 1880, С. 36).

Современные баатуды

Ныне в Монголии баатуды проживают во многих сомонах ряда аймаков: Архангайского , Баянхонгорского , Булганского , Гоби-Алтайского , Восточно-Гобийского , Восточного , Завханского , Хэнтэйского , Кобдоского , Селенгинского , Средне-Гобийского , Сухбаатарского , Убсунурского, Хубсугульского и Центрального . Баатуды известны в составе халха-монголов , хошутов , торгутов , хотогойтов .

Баатуды входят в состав этнических групп бурят : сартулов (род батод, баатуд), сонголов (род батод, баатуд) , табангутов (род батод, баатуд) , баргутов (род баатууд, багатуд) , селенгинских бурят (род батод , баатуд, баатад, батот- хатагин , батут- урянхай ).

Среди калмыков этнической группы ики-бухус исследователями зарегистрированы арваны: ики-баатуд, бага-баатуд; среди калмыков-хончинеров — цаган-баатуд . Ики-бухусы и хончинеры являются ветвями зюнов, которые представляют собой одну из основных групп дербетского субэтноса калмыков . Батуты также отмечены в составе бага- цохуров в составе калмыков- торгутов .

См. также

Литература

  1. Хойт С. К. от 30 мая 2019 на Wayback Machine
  2. Очир А. Монгольские этнонимы: вопросы происхождения и этнического состава монгольских народов / д.и.н. Э.П. Бакаева, д.и.н. К.В. Орлова. — Элиста: КИГИ РАН, 2016. — 286 с. — ISBN 978-5-903833-93-1 .
  3. Авляев Г. О. Происхождение калмыцкого народа. — Калмыцкое книжное издательство, 2002. — С. 78. — 325 с.
  4. Hidehiro Okada. Origins of the Dörben Oyirad // Ural-Altaische Jahrbücher. Neue Folge. Band 7. Wiesbaden: Otto Harrassowiz, 1987.
  5. Очир А., Сэржээ Ж. Монголчуудын овгийн лавлах. — Улаанбаатар, 1998. — С. 10–29; 34–50. — 67 с.
  6. Нанзатов Б. З. // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Геоархеология. Этнология. Антропология. — 2013. — № 2 . 27 марта 2019 года.
  7. Чулуун С. История социально-экономического и этнокультурного развития котогоитов Монголии. — Москва, 2004.
  8. Цыдендамбаев Ц. Б. Бурятские исторические хроники и родословные. Историко-лингвистическое исследование. — Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1972. — 664 с.
  9. . www.burunen.ru. Дата обращения: 4 июля 2018. 27 марта 2019 года.
  10. от 8 сентября 2018 на Wayback Machine . www.TopMedee.com
  11. Бухоголова С. Б. // Вестник БГУ. — 2015. — № 8 (1) . — С. 150—153 .
  12. Нанзатов Б. З. // Народы и культуры Сибири. Взаимодействие как фактор формирования и модернизации. — 2003. — С. 15—27 . 16 ноября 2021 года.
  13. / Труды. Бурятский комплексный научно-исследовательский институт. — Бурятское книжное изд-во, 1965. — С. 116. 5 апреля 2023 года.
  14. . — Изд-во БНЦ СО РАН, 1997. — 103 с. 5 апреля 2023 года.
  15. Авляев Г. О. Происхождение калмыцкого народа. 2-е изд., перераб. и испр. — Элиста: Калм. кн. изд-во, 2002. — 325 с.
  16. Бакаева Э. П. // Вестник БНЦ СО РАН. — 2013. — № 2 (10) . — С. 91—112 .
  17. Батыров В. В. // Вестник КИГИ РАН. Этнология. — 2012. — № 1 . — С. 83—87 . — ISSN . 26 июня 2019 года.
Источник —

Same as Баатуд