Interested Article - Великан в славянской народной культуре

Велика́н в славянской народной культуре, в том числе в славянской мифологии и фольклоре — мифоэпический персонаж, ан­тропоморфное существо, отличающееся от человека большим ростом и силой. Часто связан с ре­льефом определённой местности . Славянские предания о великанах имеют связь со сменой мифологического времени на историче­ское . Великаны могут рассматриваться как первые люди, первопредки , участвовавшие в устройстве мироздания . Общеславянским сюжетом является гибель великанов, в том числе истребление их Богом или превращение в обычных людей за гордыню и вредоносность . Имеются славянские предания о великанах, которые являются аборигенами края или воинственными иноземцами . В славянских народных легендах могут отождествляться с «чужими» народами и воинственными противниками, такими как татары, турки, шведы .

В славянских мифологических источниках зафиксировано относительно мало преданий о подвигах великанов, что связывается с отсутствием в ландшафте гор или древних исполинских построек .

Терминология

Славянские названия великанов восходят к этнонимам древних народов: др.-рус. объринъ , ст.-пол. olbrzym , луж. hobor , чеш. obr от этнонима авары ; др.-рус. исполъ , ст.-болг. сполинъ от этнонима спалы , ср. рус. исполин , кашуб. stolym ; названиям иноземцев или иноверцев: в.-болг. жидове , ю.-болг. латини , макед. елими , серб. цидове ; либо представляют собой характеристику по огромным размерам: рус. великан , волот , укр. велитень , пол. wielkolud .

Образ и мотивы

Описывается как ан­тропоморфное существо, превосходящее людей ростом и силой — бел.: реки по колено; укр.: лес, как трава; пол.: головы, как копны сена; о.-слав.: передают друг другу предметы через горы, реки; могут взять на ладонь пахаря с упряжкой; пол.: бросают камни размером с жернов; бел., пол.: вырыва­ют деревья с корнем; кашуб.: поддерживают свою силу, питаясь конским мясом и моло­). Великаны росли из земли подобно грибам. Они не испытывали страха перед громом, а во время грозы били себя камнем по голове — болг.: «Камена ми главица! Какво ще ми сториш?» («Каменная моя го­лова! Что ты для меня сделаешь?») .

Великаны принимали участие в создании ре­льефа местности. Ими насыпались горы (бел., луж.), курганы (рус., укр.), создавались речные запруды (мазов., чеш.), озера и реки, которые могли рассматриваться как следы земледельческой деятельности великанов (бел.). Отголосками космогонического мотива считаются легенды о великанах, которые срывают тучи с неба и бросают их на поля (кашуб.), о трёх девушках-великаншах, которые поддер­живают землю ( Великопольша ) .

Великаны могут заниматься разрушительной деятельностью, поскольку их деятельности в целом часто присущ стихийный, бессознательный характер — бел.: с помощью дуновения разрушили дома, затопили церковь с людьми. Западнославянские предания о преобразовании ландшафта демонстрируют вэаимозаменимость великанов и чёрта , дьявола . Чехами čertovy stavby , завалы, запруды, приписываются обрам ; в традициях кашубов отмели и засыпанные озёра объяс­няются действиями столыма или дьявола. Кашубские легенды рассказывают о великанах, выступающих людое­дами и злыми духами. Впрочем, большинство преданий не говорят о злобном характере великанов .

Северно­русские предания о построении Соловецкой крепости описывают великана как культурного героя . Общеславянским является мотив, в котором великаны бросаются разными орудиями — камнями, стрелами, палицами , топорами и др. Мотив перебрасывания топора является характерным в Поморье, Малопольше, Западной Украине, Белоруссии, Смолен­ской области .

Предания о великанах могут быть связаны с представлением о смене мифологического времени историче­ским, что является трансформацией ветхозаветного сюжета о допотопных великанах. Общеславянскими являются легенды, повествующие о смене поколений великанов, людей, карликов. В Подлясье , Малопольша считалось, что на миром великанов господствует Бог-Отец , над человеческим миром — Бог-Сын , над миром карликов — Дух Святой .

Великаны и люди находятся в оппозиции свой — чужой : др.-рус. щудъ, чюдъ «великан». Так, великанов часто описывают как язычников (з.-укр.: жили до крещения Руси ), из-за чего им приписывают отталкивающие характеристики. В юго-восточной Болгарии это елими , имеющие три головы или пёсью голову, людоеды (ср. болг. диалектное еленин «безбожник», родоп. елеâне «язычники, эллины »). Великаны связываются с неславянским языком — хорошо владеют латынью (новосонд.). В легендах Русского Севера распространён мотив великанов-основателей дере­вень, в которых живут обычные люди, при этом великаны не считаются предками-ро­доначальниками. Вплоть до XIX века в часовне в де­ревне Сидорок Рославльского уезда Смоленской губернии хранилось огромное топорище, по преданию от сякеры великана, основавшего деревню .

Гибель великанов является общесла­вянским сюжетом, детали которого могут различаться. За гордыню и вредоносность истребить великанов мог Бог , либо он карает их безумием, либо превращает в обычных людей. Причиной может называться то, что великаны швыряют в небо камни, губят всё живое, стремятся мериться силой с Богом (бел.). Они могли погибнуть во время потопа — укр., кашуб.; кашуб.: в ходе борьбы со змеями smokami , потому что были неприспособленны жить на земле, например, были медлительными, ленивыми, упав, не могли подняться — болг.; краков., познан.: не могли прокормиться; волын.: съедены гигантской птицей Кук . Человеку удаётся победить великана умом — кашуб, при помощи заговора или молитвы — познан. Мотив гибели великанов связан с повествованиями о погребальных памятниках — рус. диалектное волотка «курган, могила исполинского богатыря», серб. джидовско гробље , болг., елински гробища «древние могильники» — и ископаемых останках, хранившихся в храмах, ратушах — укр., пол. и служивших объектами культового почитания, применявшихся в качестве оберега в хозяйстве и средства от лихорадки в Подлясье .

В ряде преданий великаны рассматриваются как аборигены края или воинственные иноземцы — рус. чудь , мамаи , иногда паны . У кашубов великаны отождествлялись с гуннами : «Были сильные люди, назывались гины, но это были великаны» и крестоносцами — křėzak, ricėř «легендарный великан». В традиции фракийских болгар латини-исполини отождествлялись с крестонос­цами. У словаков турки и татары наделяются обликом великанов и чертами людоедов-песьеглавцев. Украинцами как великаны описывались шведы. Эти отождествления образы, предположительно, восходят к эпохе завоевательных войн XIII—XVII веков .

Обрин (авар) в повозке, запряжённой дулебскими женщинами. Миниатюра из Радзивилловской летописи , конец XV века

В недатированной части « Повести временных лет » об обрах (аварах) сказано:

Были в те времена и обры, воевали они с цесарем Ираклием и чуть было его не захватили. Эти обры воевали и против славян и притесняли дулебов — также славян, и творили насилие женщинам дулебским: бывало когда поедет обрин, то не позволял запрячь коня или вола, но приказывал впрячь в телегу трех, или четырех или пять женщин и везти обрина, и так мучили дулебов. Были же эти обры велики телом, а умом горды, и Бог истребил их, вымерли все, и не осталось ни одного обрина. И есть поговорка на Руси и доныне: «Погибли как обры», — их же не осталось ни рода, ни потомства .

Эпос и сказки

Руслан и голова . Иллюстрация Ивана Билибина к поэме « Руслан и Людмила », 1917

В русском былинном эпосе, в сюжетах, в которых богатырь не представлен как великан или изображён в качестве великана рядом с человеком и обычного человека рядом с великаном, как в «Илья и идолище», в гибели богатырей воспроизведён мифологический сюжет гибели великанов. Аналогично нарты встречались с великаном, который превосходил их размерами. Русский эпос содержит также мотив великана-предка, которым выступает Святогор , обладающий некоторыми общими признаками с Ильёй Муромцем .

Наиболее известным великаном в русских сказках является Святогор . Во многих русских сюжетах великанов заменила нечистая сила или дьявол . Великанов, выступавших аналогами природных сил в европейском фольклоре, в русском фольклоре заменили такие персонажи как, например, Тугарин Змеевич или Жидовин .

В сказках Поморья и Белоруссии закрепился образ великана-змееборца .

Асилки

Асилки (осилки, велеты) — персонажи восточнославянской мифологии, великаны- богатыри , жившие в древние времена и уничтоженные Богом за непомерную гордыню. Название предположительно имеет связь с индоевропейским корнем *ak-, «камень, каменное небо». В белорусских преданиях асилки корчуют деревья, откидывают или разбивают камни своим гигантским оружием. По некоторым другим мифам, асилки создавали реки, воздвигали утёсы и т. д. Иногда за каменной стеной, разбитой ими, обнаруживали похищенных змеем людей. В рамках теории основного мифа фольклорные мотивы, связанные с асилками, такие как подбрасывание в небо булавы, что создаёт гром, победа над змеем и др., считаются вариантами мифа о борьбе громовержца с его противником, змеем .

Примечания

  1. , с. 301—302.
  2. , с. 64.
  3. .
  4. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  5. Повесть временных лет (Подготовка текста, перевод и комментарии О. В. Творогова ) // Библиотека литературы Древней Руси / РАН . ИРЛИ ; Под ред. Д. С. Лихачёва , Л. А. Дмитриева , А. А. Алексеева , Н. В. Понырко. СПб. : Наука , 1997. Т. 1 : XI—XII века. ( Ипатьевский список «Повести временных лет» на языке оригинала и с синхронным переводом). от 5 августа 2021 на Wayback Machine , публикация Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН.
  6. .

Литература

Источник —

Same as Великан в славянской народной культуре