Interested Article - Кощей

Виктор Васнецов . Кощей Бессмертный (1926)

Коще́й (Каще́й) Бессме́ртный (вероятно от кость , первоначальное значение — «худой, тощий» ) — персонаж восточнославянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки ). Изначально — аналог Аида . В фольклоре — злой чародей и некромант , смерть которого «спрятана» в нескольких, вложенных друг в друга, волшебных животных и предметах: « На море на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке — заяц, в зайце — утка, в утке — яйцо, в яйце — игла, — смерть Кощея » .

Царь , колдун , иногда — всадник на волшебном говорящем коне. Неоднократно выступает в роли похитителя невесты главного героя. Часто изображается в виде худого высокого старика, у А. С. Пушкина представляется также скаредным и скупым (« там царь Кащей над златом чахнет »).

Помимо русских народных сказок, упоминается в белорусском фольклоре, чешской сказке «Меднобородый» и в польской «Пять овечек», где именуется Кощеем Меднобородым и прямо зовётся владыкой подземного царства , вылезает из водной сферы и имеет медную бороду .

Согласно данным некоторых исследователей, персонаж по имени «Кащей» прослеживается в русских сказках только начиная с XVIII века. До этого, как полагают те же исследователи, соответствующий персонаж носил имя « Карачун » .

Этимология

Сергей Малютин , Кощей (1904)

В словаре В. И. Даля имя «Кащей» производится от глагола «кастить» — «вредить, пакостить»: « вероятно от слова кастить, но переделано в кощей, от кости, означая измождённого непомерно худобою человека » .

Фасмер отмечает, что у слова « кощей » есть два значения, которые имеют разную этимологию :

  • «худой, тощий человек, ходячий скелет» или «скряга» — происхождение от слова «кость».
  • древнерусское «отрок, мальчик, пленник, раб» от тюркского kоšči «невольник», в свою очередь от kоš «лагерь, стоянка».

В значении «пленника, раба» термин употребляется в « Слове о полку Игореве »: Игорь, попав в плен к Кончаку, садится « в седло кощеево ». При этом в летописи утверждается, что если бы против половцев явился на помощь Всеволод Юрьевич «Большое Гнездо», то чага (рабыня) была бы по ногате, а кощей по резане (мелкие денежные единицы ). В значении «воина из обоза», синоним седельника, термин кощей фигурирует в Ипатьевской летописи . Краткий этимологический словарь русского языка ( Шанский и др.) отмечает, что древнерусское слово кощей в значении «раб, пленник», которое было заимствовано из тюркского языка, этимологически ничего общего с «бессмертным кощеем» не имеет .

Кроме того, слово «Кощей» (также Кошькей , с диалектным новгородским чтением - щ - как - шьк -) встречается как личное имя . Наиболее часто это имя встречается в берестяных грамотах XII века из Новгорода и Торжка .

Имя «Кощей» упоминается в московской берестяной грамоте № 3 с чернильным текстом, датируемой концом XIV века, найденной 12 августа 2007 года при раскопках в Тайницком саду Московского кремля .

«Кощей», как имя героя сказки и как обозначение тощего человека, Макс Фасмер в своём словаре считает исконно славянским словом ( омонимом ) и связывает со словом «кость» (общеславянское kostь ), то есть это адъективная форма koštьі (отымённое прилагательное в именительном падеже единственного числа), склонявшаяся по типу «божий».

Слово «кощей» на других славянских языках переводится как «кожа, шея, кости». Так, на сербском «кощей» — «кость и кожа» или «шея», на словенском и польском — «шея» ( словен. kitami , польск. chudzielec ).

Образ Кощея

В русских народных сказках появляется в трёх основных обличьях: царя и колдуна со сверхъестественной силой, на коне или без, похищающим красавиц; в сказке «Иван Быкович» он упоминается как отец Чуд-юд, муж змеихи-ведьмы и лежит на железной кровати с закрытыми веками, которые ему поднимают двенадцать могучих богатырей. И третий, в ряде сказок (« Зорька, Вечорка и Полуночка », «Медведко, Горыня, Дубыня и Усыня») предстаёт в виде старика «сам с ноготь, борода с локоть», имеющим бич в семь сажен и живущим в избушке на курьих ножках , и хозяином Подземного царства; наконец, в одном из вариантов «Ивана Сосновича» он предстаёт сначала в третьем выше описанном облике, а затем и в первом.

В литературной « Сказке о царе Берендее » Жуковского говорится, что Кощей имеет клешни , а глаза его подобны изумрудам . Появляется он из колодца и требует у пьющего Берендея , чтобы царь отдал то, чего в своём доме не знает. Правда, в данном сюжете эквивалентом Кощея может быть Царь-Медведь или Морской царь (см. Морской царь и Василиса Премудрая в сборнике А. Н. Афанасьева ).

Сила Кощея

Кощей обладает сверхъестественной силой, но слабеет от обезвоживания: висящий десять (по другой версии, триста) лет на цепях без еды и воды Кощей-пленник, выпив три ведра, принесённые ему Иваном-царевичем, разрывает двенадцать цепей и освобождается из подземелья Марьи Моревны .

Кощей является весьма могущественным чародеем:

  • в сказке «Иван Соснович» превращает в камень целое царство;
  • в сказке «Елена Прекрасная» превращает Ивана Царевича в орех;
  • в сказке «Царевна-Змея» превращает царевну в змею;
  • в сказке «Царевна-лягушка» наказывает царевну, отказавшуюся выйти за него замуж, надевая на неё лягушачью кожу.

Сам Кощей имеет обыкновение превращаться в ворона .

Кощей не может быть побеждён подобно прочим врагам, а только путём выполнения определённых манипуляций:

…нелегко с Кощеем сладить: смерть его на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и то дерево Кощей как свой глаз бережёт. «Царевна-лягушка»

В сказке о Марье Моревне главную роль в поражении Кощея играет волшебный конь:

Иван откормил жеребёнка на зелёных лугах, и вырос из него славный конь. Поехал он на коне за Марьей и снова её от Кощея увёз. Кощей попробовал было за ними угнаться, но теперь у Ивана конь был даже ещё лучше Кощеева коня. Долго ли, коротко ли, нагнал Кощей беглецов и хотел разрубить Ивана саблей, но Иванов конь ударил Кощея и размозжил ему голову. Иван развёл огонь и сжёг Кощея на костре, а пепел его пустил по ветру.

В другом варианте этой сказки Иван не сжигает труп Кощея, а добивает его палицей после того, как его лягнул богатырский конь .

Во многих сказках упоминается, что Кощей является пленником, триста лет пробывшим в заточении либо в башне, либо в подземелье, скованный цепями.

Погибель

В сказках говорится, что он «бессмертный», однако у Кощея есть смерть, хоть она и спрятана.

По одной из версий, смерть его находится на конце иглы , игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц спрятан в ларце , ларец висит в цепях на дубу, который растёт на чёрной горе или на далёком острове Буяне .

Враги

  • В ряде сказок врагом Кощея выступает Баба-Яга , которая сообщает Ивану-царевичу , как его убить. Но иногда Кощей и Баба-Яга заодно.
  • Также врагами Кощея являются богатыри Горыня, Дубыня и Усыня из сказки «Иван Соснович». Двоих из них Кощей убивает, а третьего смертельно ранит. В этой сказке Кощей (Кащей) погибает от рук Ивана.

Параллель с библейским сюжетом

Джеймс Джордж Фрезер в книге « Фольклор в Ветхом Завете » отмечает сходство сюжета о Кощее с библейским сюжетом о Самсоне , с переменой ролей злодея и жертвы . Самсон во многом напоминает Кощея:

  • Он исполняет функции народного вождя, являясь судьёй Израиля .
  • Он обладает чудесной силой (заключённой в его волосах).
  • Его нельзя победить обычным образом — аналогично спрятанной смерти Кощея.
  • Он берёт себе жён из другого народа (В Библии не сказано, что он их похищает, но, в любом случае, его браки идут вразрез с установленными обычаями и приводят к трагедиям).
  • Любовница Самсона выпытывает секрет его силы и помогает его победить (в ряде сказок Кощей открывает секрет своей смерти похищенной им женщине).
  • Самсон, как и Кощей, попадает в плен и освобождается благодаря чудодейственной силе (эпизоды с ослиной челюстью, с воротами Газы и героическая гибель).

Как указывает Фрезер, если бы существовала филистимская версия рассказа о Самсоне и Далиле , то Самсон предстал бы в ней в качестве разбойника, а Далила оказалась бы невинной жертвой его насилия, сумевшей победить его благодаря своему мужеству и находчивости — и таким образом почти все элементы сюжета о Кощее встали бы на свои места.

Сказки о Кощее

Русские и славянские народные сказки

Авторские

Примечания

  1. , с. 217–218.
  2. , с. 278.
  3. . Польская сказка . Азку.ру (1 февраля 2002). — «Я — Кощей Меднобородый, владыка подземного царства. Отдай мне, чего дома не знаешь». Дата обращения: 4 октября 2014. 4 октября 2014 года.
  4. Назиров Р . от 15 декабря 2017 на Wayback Machine . стр. 31—39 // Фольклор народов РСФСР. Современное состояние фольклорных традиций и их взаимодействие. Уфа: Издание Башкирского государственного университета, 1989. Вып. 16. — С. 36
  5. .
  6. , с. 362.
  7. Баскаков Н . Тюркская лексика в «Слове о полку Игореве». — М. : « Наука », 1985. — С. 157—158
  8. Попов А . П. М. Мелиоранский и изучение тюркизмов в русском языке // Тюркологический сборник . 1972. — М.: Наука, 1973. — С. 47.
  9. Зализняк А . Древненовгородский диалект. — М. : Языки славянской культуры, 2004. — С. 49, 205, 456, 674, 750
  10. . Дата обращения: 22 марта 2023. 22 марта 2023 года.
  11. Народные русские сказки А. Н. Афанасьева. В трёх томах. Том 1
  12. Народные русские сказки А. Н. Афанасьева. В трёх томах. Том 1, 2.
  13. Русские народные сказки / Сост., вступ. ст. и прим. В. П. Аникина. — М. : « Правда », 1985. — 576 с., илл.
  14. Дата обращения: 25 мая 2017. 17 апреля 2021 года.

Литература

Ссылки

  • Берёзкина С. В.
  • Кротова Н. С. .
Источник —

Same as Кощей