Interested Article - Полевик (мифология)

Полеви́к , полево́й ( белор. паляві́к , укр. польови́к ) — дух-хозяин поля в мифологии восточных славян . Представления о полевике встречались редко, и, соответственно, дошедший до нас образ довольно смутен.

Он описывается в основном как человекоподобное существо с отдельными животными, растительными и демоничными чертами, которого иногда сопровождает сильный ветер и искры или огоньки. Обычно считалось, что на каждом поле должен быть один и единственный полевик, обитающий в различных неровностях рельефа. Время его активности чаще приходится на полдень или знойный день. Есть отрывочные представления о том, что полевик охранял поле, влиял на его плодородие и благополучие пасущегося на нём скота.

В некоторых местах к полевому обращались с просьбой приглядеть за пасущейся скотиной, а кое-где ему приносили дары, чтобы он поблагоприятствовал хорошему урожаю. К человеку полевой относился в основном враждебно: мог напугать, сбить с дороги и даже убить, а также навредить скотине и посевам.

К образу полевика примыкают образы редко упоминаемых . У полевика есть много общего с полудницей , лешим и некоторыми другими мифологическими персонажами. Полевик также является героем литературных сказок.

Распространение мифа и наименования

Запечатлённый исследователями образ полевика довольно расплывчат, бледен и бесформен . Народные поверья о полевом были значительно менее распространены, чем поверья о таких хозяевах мест как водяной , домовой или леший . Былички и бывальщины о встрече с ним также редки . Представления о полевых встречались далеко не везде , преимущественно в регионах, значительную часть территории которых занимали поля . Упоминания о полевом зафиксированы в северо-западных и южных областях России ( Вологодская , Ярославская , Новгородская , Смоленская , Орловская , Тульская , Рязанская , Калужская , Белгородская , Курская области), в северо-восточных областях Белоруссии ( Витебская , Могилёвская области) и в некоторых областях Украины ( Харьковская , Винницкая области) .

Названия духа однотипны и отражают его связь с полем: русские — полеви́к , полево́й , дедушко-полёвушко , дедко полевой (вологодское), полевой хозяин (ярославское), полевой батюшко (новгородское) ; белорусские паляві́к , палявы́ ; украинские польови́к , польови́й чорт . Помимо этого упоминаются названия дед и вольно́й (ярославское ).

Внешний облик

С. Т. Конёнков . Старичок-полевичок. 1910 год

Представления о внешнем виде полевика довольно разнообразны , хотя народная фантазия рисовала его в основном человекоподобным , но, наряду с другими славянскими мифическими персонажами, с животными и чертами, а также признаками нечистой силы . Его могли представлять как длинноногого мужичка, обросшего шерстью огненного цвета, с выпученными глазами, рожками, длинным хвостом с кисточкой на конце, бородой из колосьев . Украинцы также считали, что у него уши как у телёнка , когти, большие зубы и крылья . В Новгородской губернии думали, что полевой одет во всё белое , что он седой , также и на Украине представляли, что он весь белый как снег, или что он старик с белой бородой . В Белоруссии полевика изображали в длинной одежде, в лаптях и с тростью в руках . В Орловской губернии , напротив, его описывали как нагого , чёрного как земля человека с волосами-травой и разноцветными глазами ( олицетворение поля ). В быличках и бывальщинах полевой как молодого «здоровенного малого», так и маленького уродливого старичка, может прикинуться знакомым или животным (например, быком или козлом ), может менять свой рост в зависимости от окружающей растительности . Полевой умеет разговаривать по-человечески .

Считалось, что полевого сопровождает сильный порывистый , вихрь . Иногда ветреную погоду связывали с тем, что полевой дует или свистит . Он может поднимать пыль кисточкой своего хвоста, чтобы стать незаметным . Полевой связан и с огненной стихией, так в Ярославской губернии считалось, что он проносится на тройке по селу перед пожаром . Полевой может перемещаться очень быстро, отчего человеку кажется, что он видит не его шкуру огненного цвета, а пролетающие искры . Были также представления, что полевой днём выглядит как маленький человечек, а ночью — как мелькающий огонёк . М. Н. Власова и, вслед за ней, Е. Л. Мадлевская считают, что полевик связан с «огнём (искрами пламени) и движением солнца, с полднем и временем летнего расцвета земли. Он персонифицированный полдневный свет и жар, способствующий росту хлебов, но оборачивающийся и пожаром» . Е. Е. Левкиевская «соотносит этот персонаж с солярным культом » .

Образ жизни

Считалось, что полевой обитает в полях на пригорках, в оврагах, среди камней, валяющихся по краям поля, у межевых столбов и ям , у деревьев и кустарников посреди поля , иногда в лесу . В Ярославской губернии его местообитанием считали также перекрёстки . В Витебской губернии считали, что полевики не любят сырости и поэтому в половодье и во время дождей поднимаются на возвышенные места . На Русском Севере было поверье, что у каждого поля должен быть собственный полевик, а в Орловской губернии — что в угодьях каждой деревни обитают по четыре полевика , в Витебской губернии, напротив, предполагали, что один полевик может хозяйствовать на полях нескольких смежных деревень, между которыми нет водных или лесных преград . Согласно поверьям, полевой охраняет поле, влияет на его плодородие , цветение и урожай хлебов , благополучие пасущегося на поле скота , сторожит зарытые на нём клады . В Белоруссии считали, что богатый урожай радует полевика, а неурожай — сердит .

По разным представлениям, полевого можно встретить или в полдень , или в очень жаркий день, или перед закатом , или лунной ночью , или в полночь . Согласно украинским поверьям, полевого можно увидеть только тогда, когда он спит . В Витебской губернии считали, что полевики активно общаются между собой, ходят друг к другу в гости, совместно пугают людей, перекликаются, особенно тихими ночами . Полевой любит проноситься по меже на сером коне или тройке . В Орловской губернии бытовало представление, что полевик изобрёл алкогольные напитки (обычно это приписывается чёрту ).

Представления о происхождении полевых не отличаются от представлений о происхождении остальной нечистой силы : это свергнутые Богом с небес ангелы из войска Сатанаила , упавшие на поля . Согласно легенде из Винницкой области, полевые были чертями , которые свалились на поля с башни , построенной ими, чтобы сравняться с богом .

Полевик и человек

А. К. Саврасов . . 1873 год

Образ полевика как хозяина поля размыт, лишь иногда он отчётливо соотносится с полем и полевыми работами . На Русском Севере при выгоне скотины на пастбище к нему обращались с просьбой позаботиться о ней, а когда забирали её обратно, то благодарили за сохранность. Если пасущаяся скотина пропадала, то к полевому обращались с просьбой вернуть её, при этом ему приносился дар, который кидали через правое плечо, — кусок хлеба и три копейки . Чтобы обеспечить благосклонность полевика, ему могли приносить небольшие жертвы, так, в Орловской губернии зафиксирован обычай оставлять накануне Духова дня в поле около рвов пару яиц и украденного у соседей безголосого петуха . Существовали поверья, что во время жатвы полевики убегают от серпа и прячутся в тех колосьях, которые остались на ниве несжатыми, пока в конце концов не оказываются в последнем дожатом снопе, который играл у крестьян ритуальную роль . В Вологодской и Ярославской губерниях по окончании жатвы для полевика оставляли горсть несжатых колосьев . По мнению В. А. Василевича , представление о полевике как о покровителе плодородия отразилось в из квадратов, прямоугольников, восьмигранников и ромбов .

Согласно народным представления, полевой в целом враждебен по отношению к человеку и опасен для него . Он, подобно лешему , может сбивать с дороги, заводя в болото или реку (где иногда топит ), заставляет блуждать , укладывает спать на куче камней или сельскохозяйственных отходов или в грязи . Особенно часто его жертвами становились те, кто ругается на поле , пьяные пахари и собирающие полевые цветы дети . Не понравившихся людей полевой пугает громкими эхом, свистом и хлопаньем в ладоши , неразборчивым пением , огромной тенью, как будто гонящейся за человеком , мелькающими искрами , кидается головешками . Однако, в Новгородской губернии считали, что полевик хоть и «пугает, но не трогает» .

Считалось, что полевой мог наслать на человека солнечный удар , лихорадку и другие тяжёлые болезни, в частности на тех, кто ложится спать в поле на солнцепёке, особенно в полдень , или на тех, кто засыпает в поле перед закатом . Запрещалось спать на меже, так как спящего мог задавить конём, отстегать плетью или забрать с собой полевой или задушить его дети межевички . Полевого было легко рассердить, что проявлялось в том, что он мучил скот (насылал на него кровососущих насекомых и болезни, «пролетая» в его уши) и даже губил его , портил посевы (приваливал и скручивал растения, насылал на них вредителей и приманивал скотину, отводил дождь, сеял сорняки), разрушал изгороди на полях . В Витебской губернии утверждали, что хотя полевики почти бездействуют зимой, иногда они сходятся, чтобы запорошить дороги, занести снегом канавы и рытвины, в которые потом может угодить человек, «водить» путника, пока он не замёрзнет до смерти . Рассказывали также, что полевой может сесть в сани, так что лошадь не может их везти . В Смоленской губернии указывали, что полевой насылает «нездоровые ветры» . Увидеть или услышать полевого считалось дурной приметой . Впрочем, как отмечает С. А. Токарев , поле несло для крестьянина гораздо меньше опасностей, не считалось враждебной стихией, в связи с чем и редки упоминания об агрессивном духе полей . Против полевика, как и остальной нечисти, может помочь молитва .

Но есть истории, в которых полевой предупреждает человека об опасности, например грядущей грозе , полевая помогает заблудившемуся найти дорогу ( Кубань ) . В Белоруссии существовала легенда, рассказывающая о том, как два голодных путника попросили у полевика хлеба, но он поделился только с тем, у которого были трудовые мозоли на руках. Белорусы обращались к полевому царю / хозяину в заговорах от различных болезней и прочих напастей .

Родственные и схожие персонажи

И. И. Левитан . . 1890 год

Народное воображение иногда наделяло полевика женой — поля́хой , полевой хозяйкой , полевой матушкой и детьми . Упоминания полевой хозяйки отрывочны и чаще встречаются в паре с упоминанием полевого в почтительных обращениях . Зафиксировано представление о ней как о маленьком уродливом человечке и единичное отождествление её с птицей . В разных губерниях был популярен сюжет о встрече крестьянки в поле с умирающей поляхой или полевым, которые просили передать об их смерти домовой или домовому . Детьми полевиков иногда считали межевичков и луговичков , которые бегали по межам, ловя птиц в пищу себе и родителям ; но в других местностях они рассматривалась как самостоятельные персонажи, связанные с соответствующими названию местами .

Близок к полевику лугови́к — дух луга , упоминания о котором очень редки. В Тульской губернии луговиков представляли мохнатыми и обитающими в норах, считалось, что они насылают болезни на тех, кто спит на поле в полдень и перед закатом .

Близким полевику духом является также редко упоминаемый межеви́к , межево́й , межник ( гомельское ), который обитает на границе поля — меже — и иногда может рассматриваться как самостоятельный персонаж . В Орловской губернии его представляли в виде старичка с бородой из колосьев . В качестве дара ему приносили кутью из зёрен первого сжатого снопа . Считалось, что на меже нельзя строить дом, так как межевой не даст спокойно жить, впервые это поверье упоминается уже в XVII веке .

Ряд общих признаков с полевиком имеет полудница — персонификация полдня как опасного для человека пограничного времени суток: связь с полем, полднем, солнечным жаром, ветром, вихрем, враждебность к человеку, принуждение его блуждать, белые одежды . Э. В. Померанцева считала даже, что их можно рассматривать «как две ипостаси — мужскую и женскую, единого представления о полевом духе» .

В ряде регионов (Новгородская, Ярославская, Смоленская, Вологодская области) представления о полевике смешивались с представлениями о лешем : рассказывали, что он, подобно лешему, живёт в лесу, заводит в лес, «песни поёт», «водит» людей, «всяким может показаться: и молоденьким, и старым, даже знакомым человеком» , ковыряет лапти (Рязанская губерния) . Такое смешение, вероятно, было вызвано расположением полей среди лесов и тем, что защитниками скотины считались как полевые, так и лесные духи . Н. А. Криничная предполагает отделение полевого от лешего в процессе отхода людей от подсечно-огневого земледелия (обособления поля от леса) и повторное слияние с ним при растворении мифологической традиции .

Сходство с полевиком имеют сидящий в кукурузе дед и украинская залізна и зооморфные духи пашни в облике козла , быка и др. . В некоторых описаниях внешнего вида полевого присутствуют явные атрибуты чёрта : шерсть, рожки, хвост . Защита полей от различных мистических сил сближает полевика с русалками , которые появляются в цветущем жите. В быличках об утоплении людей полевик напоминает водяного . В Орловской губернии образ полевика был близок образу домового , его даже называли «полевым домовым» . Помимо указанных персонажей в поле могут появляться и кудельница .

Полевой не стал в народных представлениях полноправным хозяином поля, вероятно, потому, что вплоть до начала XX века крестьяне одушевляли и почитали как дарующую урожай саму землю, поле , кроме того, его образ был подавлен такими покровителями поля и дарителями плодородия как Богородица и святые Илья и Николай , к тому же в лесных местностях покровителем полей нередко становился леший .

Поверья о полевых духах характерны, помимо восточных славян, для немецкого , литовского , удмуртского ( лудмурт ) и других народов.

В художественных произведениях

Полевик наряду с другими мифологическими персонажами стал героем ряда литературных сказок , основанных на славянском фольклоре . Например, в сказке Н. С. Лескова « » (1890) старик Полевик один из трёх древних пустынников , которые, отжив своё, уже долгие годы живут только тем, что молятся за царство, в котором они живут; он закопал себя «в землю по пояс и терпит, как его гложет сыпучий червь, а сам кушает только козявочек, которые сами ему в рот вползут» . А в сказке А. Н. Толстого « » (1909, цикл « ») заглавный герой длинный, соломенный, ноги тонкие, он напоминает старого ворчливого деда, который заботится, чтобы люди не ленились — ведь рожь ещё не домолочена, он тоскует среди голого поля и ложится на зиму в канаву, где его заносит снегом .

Примечания

  1. Палявік / У. А. Васілевіч // Беларуская міфалогія: Энцыклапедычны слоўнік. — Мн. : Беларусь, 2004. — С. 360—361. — 592 с. — ISBN 985-01-0473-2 . (белор.)
  2. Демонології української символіка: Польовик / Л. Е. Довбня // Енциклопедичний словник символів культури України / За заг. ред. В. П. Коцура , , В. В. Куйбіди. — 5-е вид.. — Корсунь-Шевченківський: ФОП В. М. Гавришенко, 2015. — С. 212. — 912 с. — ISBN 978-966-2464-48-1 . (укр.)
  3. Полевик / Е. Е. Левкиевская // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 138–139. — ISBN 5-7133-0703-4 , 978-5-7133-1312-8.
  4. Левкиевская Е. Е. Полевой // Мифы русского народа. — М. : Астрель, АСТ, 2000. — С. 351—354, 501. — 528 с. — 10 000 экз. ISBN 5-271-00676-X , ISBN 5-17-002811-3 .
  5. Максимов С. В. // . — СПб. : Товарищество Р. Голике и А. Вильворг, 1903. — С. 78—80.
  6. Токарев С. А. Полевик и полудница // Религиозные верования восточнославянских народов XIX — начала XX века / Отв. ред. С. И. Ковалёв. — 2-е изд. — М. : Либроком, 2012. — С. 84. — 168 с. — (Академия фундаментальных исследований: этнология). — ISBN 978-5-397-02283-5 .
  7. Власова М. Н. Полевик // Энциклопедия русских суеверий. — СПб. : Азбука-классика, 2008. — 622 с. — 15 000 экз. ISBN 978-5-91181-705-3 .
  8. Черепанова О. А. Очерк традиционных народных верований Русского Севера (комментарии к текстам): Народная демонология: Прочие персонажи // Мифологические рассказы и легенды Русского Севера. — СПб. : Издательство СПбГУ , 1996. — С. 155—156. — 212 с. — ISBN 5-288-01444-2 .
  9. Коринфский А. А. // . — М. : Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — С. 22—23.
  10. Новичкова Т. А. Полевой // Русский демонологический словарь. — СПб. : Петербургский писатель, 1995. — С. 463—464. — 640 с. — 4100 экз. ISBN 5-265-02803-X .
  11. Власова М. Н. Вольная, Вольная старуха, Вольный // Энциклопедия русских суеверий. — СПб. : Азбука-классика, 2008. — 622 с. — 15 000 экз. ISBN 978-5-91181-705-3 .
  12. Мадлевская Е. Л. Низшая мифология: Полевик // Русская мифология. Энциклопедия. — М. : Эксмо, Мидгард, 2005. — С. 337—340. — 784 с. — 5000 экз. ISBN 5-699-13535-6 .
  13. Гнатюк В. М. Останки передхристіянського релїгійного світогляду наших предків: Полевик // . Т. XXXIII. Знадоби до української демонольоґії, т. II, випуск 1. — Львів: Друкарня Наукового товариства ім. Т. Шевченка , 1912. — С. XXI. 11 апреля 2016 года. (укр.)
  14. Померанцева Э. В. Межэтническая общность поверий и быличек о полуднице // / Институт славяноведения и балканистики АН СССР . — М. : Наука , 1978. — С. 146—147. — 1950 экз. 18 марта 2016 года.
  15. Полевик / Н. И. Толстой // / Институт славяноведения РАН . — 2-е изд., испр. и доп.. — М. : Международные отношения , 2002. — С. 376—377. — 512 с. — ISBN 5-7133-1069-8 . 7 апреля 2016 года.
  16. Никифоровский Н. Я. // . — Вильна: Н. Мац и К о , 1907. — С. 66—68.
  17. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  18. Смирнов Ю. И. Полевик // Славянские мифы. — СПб. : Паритет, 2009. — С. 138—142. — 222 с. — ISBN 978-5-93437-232-4 .
  19. Гордеева Н. А. . ruthenia.ru. Дата обращения: 19 марта 2016. 4 марта 2016 года.
  20. Сартаева Л. И. // Альманах современной науки и образования. — 2015. — № 1 (91) . — С. 100 . — ISSN . 11 августа 2016 года.
  21. Власова М. Н. Луговик // Энциклопедия русских суеверий. — СПб. : Азбука-классика, 2008. — 622 с. — 15 000 экз. ISBN 978-5-91181-705-3 .
  22. Новичкова Т. А. Луговики // Русский демонологический словарь. — СПб. : Петербургский писатель, 1995. — С. 355. — 640 с. — 4100 экз. ISBN 5-265-02803-X .
  23. Власова М. Н. Межевик // Энциклопедия русских суеверий. — СПб. : Азбука-классика, 2008. — 622 с. — 15 000 экз. ISBN 978-5-91181-705-3 .
  24. Новичкова Т. А. Межевой // Русский демонологический словарь. — СПб. : Петербургский писатель, 1995. — С. 365. — 640 с. — 4100 экз. ISBN 5-265-02803-X .
  25. Криничная Н. А. Леший: тотемические истоки и полисемантизм образа // Русская мифология: Мир образов фольклора. — М. : Академический проект; Гаудеамус, 2004. — С. 249, 265, 272. — 1008 с. — (Summa). — ISBN 5-8291-0388-5 , ISBN 5-98426-022-0 .
  26. . Google Книги . Дата обращения: 19 марта 2016.
  27. . Нижчі міфологічні персони і духи: Польовик // Українська міфологія та культурна спадщина: міфологічні уявлення, вірування, обряди, легенди та їхні відлуння у фольклорі і пізніших звичаях українців, братів-слов’ян та інших народів. — Харків: Фоліо, 2011. — С. 220—221. — 713 с. — ISBN 978-966-03-6093-8 . (укр.)
  28. Гжись Х. Между фольклором и художественной литературой: Сорочьи и Русалочьи сказки А. Н. Толстого // Проблеми сучасного літературознавства. — 2015. — № 20 . — С. 109 . — ISSN .

Литература

Обзорная литература на русском языке

Обзорная литература на других языках

Подборки мифологических рассказов

  • Полевой // Мифологические рассказы русских крестьян XIX-XX вв / Составление, подготовка текстов, вступительная статья и комментарии М. Н. Власовой. — СПб. : Пушкинский дом , 2013. — С. 224—228, 718—719. — 920 с. — 300 экз. ISBN 978-5-91476-049-3 .
  • Народная демонология: Прочие персонажи // Мифологические рассказы и легенды Русского Севера / Сост. и комм. О. А. Черепанова . — СПб. : Издательство СПбГУ , 1996. — С. 64. — 212 с. — ISBN 5-288-01444-2 .
  • Ріжні духи // . Т. XXXIII. Знадоби до української демонології, т. II, випуск 1 / Зібрав В. М. Гнатюк . — Львів: Друкарня Наукового товариства ім. Т. Шевченка , 1912. — С. 176—177. (укр.)
  • Палявік // / Укладанне, сістэматызацыя, тэксталагічная праца, уступны артыкул, рэдагаванне . — Мн. : Права і эканоміка, 2010. — С. 210—212. — 533 с. — (Гуманітарныя навукі). — ISBN 9854428559 , ISBN 978-985-442-855-0 . от 4 марта 2016 на Wayback Machine (белор.)
  • Палявік // Ніжэйшая міфалогія беларусаў у сучасных запісах / Аўтары-ўкладальнікі , А. А. Кастрыца, К. В. Паборцава. — 2014. — С. 68—70. — 97 с. — (Гуманітарныя навукі). — ISBN 9855523725 , ISBN 978-985-552-372-8 . (белор.)
  • Палявік // / . — Мн. : Право и экономика, 2009. — С. 229—230. — 324 с. — (Гуманітарныя навукі). — ISBN 9854427161 , ISBN 978-985-442-716-4 . от 13 августа 2016 на Wayback Machine (белор.)
Источник —

Same as Полевик (мифология)